«Татеон». Так поэтично назвал новый премиальный напиток Армен Карапетян – баритон, который переквалифицировался во Франции в ресторатора, а два года назад заложил в родном Варденисе производство яблочного бренди. Первое, что я вспомнила после того, как попробовала «Татеон», была цитата Жоан из «Триумфальной арки» Ремарка: «После этого кальвадоса я уже не смогу пить другой!» Давайте разбираться – почему?
- Для меня крепкий напиток из яблок – это, в первую очередь, кальвадос. Воспетый Ремарком в «Триумфальной арке». Романтичный. Крепкий. И нормандский.
- Во Франции, кстати, так не считают. Там много разных напитков получают перегонкой яблочного сидра. Ламбиг, например – бретаньский эквивалент нормандского кальвадоса. Он тоже регламентирован аппеласьоном. Кальвадосу просто повезло – он известнее. Благодаря тому же Ремарку. Хотя, надо признать, что Нормандия, Бретань и Мэн – единственные, кто имеет законное право перегонять сидр и получать яблочный о-де-ви.
- Тот же закон регулирует сколько и каких сортов яблок должно минимально присутствовать в купаже напитка. А какие яблоки идут на производство «Татеона»?
- Честно? Понятия не имею. Нам их везут со всего Вардениса – по десять, двадцать килограмм, полные багажники «жигулей». Каких только яблок не привозят! И пока армянским законом сорта яблок под дистиллят не прописаны, приходится полагаться на свой вкус. Если фермер привез урожай, а вкус или аромат яблок мне не понравился, на первый раз возьму (не зря же человек трудился, проделал свой путь). Но только на первый раз.
Фото: Медиамакс
Я долго жил в регионе, где производят кальвадос, изучал технологию и знаю все нюансы его изготовления. Яблочный бренди обычно делают из двадцати-сорока видов яблок – сладких, горьких, кислых, предназначенных под сидр (только в Нормандии их 150). В Армении сладких, ароматных сортов много. Хуже с горькими яблоками, которые нужны для танинности и для гармонии напитка. Их наши поставщики собирают в диких садах Вардениса. Кстати, в первый купаж «Татеона» вошли яблоки Карвачара – мелкие, но очень ароматные. Я не встречал таких яблок нигде, даже в Нормандии. К сожалению, пока карвачарских яблок в нашем яблочном бренди уже не будет.
Фото: Медиамакс
Так что, в «Татеоне» мы использовали много сортов яблок, но какие именно – не знаю даже я. Могу точно сказать – в нашем яблочном бренди есть только яблоня и ее плоды. Для меня «Татеон» – это реинкарнация яблоневого дерева.
- Как происходит переселение души яблоневого дерева в напиток? Насколько я понимаю, это и есть ваше ноу-хау, ведь для кальвадоса яблочный о-де-ви выдерживают в дубовых бочках?
- Когда я начал делать «Татеон», то старался не думать о кальвадосе – предпочитаю чистое творчество. А еще – не люблю проторенных дорог. Для меня было абсолютно логичным, что выдерживать яблочный спирт надо в яблочном дереве. Оставалось разработать технологию. Чем мы с братом, Генрихом, и занялись.
Армен Карапетян | Фото: Медиамакс
Это нас с ним, размышляющими под яблоней в саду, изобразил на этикетке мой сын Врам. Знаете, сколько яблонь я перепробовал? Я на зубок пробовал древесину – она, как и яблоки, очень разная на вкус. И понял, что от вкуса и аромата древесины зависит качество плодов дерева. Что касается букета «Татеона», цвета напитка – он зависит от степени прожарки яблоневой древесины. Прожаренную древесину, которая уже отдала свой дым спирту, мы опускаем в яблочный о-де-ви. И, минимум шесть месяцев, ждем результата. «Вся красота заключается в том, что вы никогда не знаете, где находитесь, куда идете и каков будет конец», – сказал индийский мыслитель Джидду Кришнамурти.
- А каким было начало? Почему вы решили производить именно кальвадос?
- В сентябре 2018-го я приехал в Варденис. В садах тоннами гнили яблоки. Люди вырубали яблони, потому что не знали, куда девать урожай. Для меня, который 24 года прожил в апелласьоне Кальвадос, это было неприемлемо. Мы с братом купили первые 60 тонн, собрали в саду многочисленную родню, стали сортировать яблоки, поставили бродить…
Армен Карапетян | Фото: Медиамакс
Представляете, сколько миллиардов бактерий отвечает за брожение в чане? Я включаю им вальсы – у жидкости есть память, а воспоминания должны быть счастливыми. Нет, все-таки я музыкант, а не бизнесмен.
- Вы сами выбрали название? Что означает название «Татеон»?
- Параллельно с началом производства мы задумались о названии – оно должно было быть ярким, продающим и армянским. Думали назвать «Варденис», но углубились в историю края, дошли до 370 года: у Мовсеса Хоренаци сказано, что в тот год много греческих воинов полегло в провинции «Татеон», что в тридцати километрах западнее Баязета.
Армен Карапетян | Фото: Медиамакс
Позже ее, с подачи армянского духовенства, стали именовать Диадин. Оттуда происходят мои предки – в 1829-м они, как и многие диадинцы, пришли в Варденис. Кстати, многие варденисцы и сегодня говорят на диалекте древнего Татеона.
- И все-таки - почему вы решили производить именно яблочный бренди, а не более «цивилизованный» виноградный?
- Чтобы мир заговорил о премиальном напитке, который рождается из армянских яблок, из армянской земли, на краю земли – в Варденисе. Чтобы у каждого, кто выпьет «Татеон», улучшилось настроение – это свойство напитку, как свою душу и свой характер, передает яблоня.
Беседовала Эрна Ревазова
Комментарии
Здесь вы можете оставить комментарий к данной новости, используя свой аккаунт на Facebook. Просим быть корректными и следовать простым правилам: не оставлять комментарии вне темы, не размещать рекламные материалы, не допускать оскорбительных высказываний. Редакция оставляет за собой право модерировать и удалять комментарии в случае нарушения данных правил.