×

Григорий Аветисян Фото: Narek Harutyunian/Punchdrink

«Вопрос не в вине, а в эмоциях» - вторая жизнь «Катаро»

Предлагаем вашему вниманию армянский перевод статьи (с сокращениями) One Winemaker’s Fight to Preserve Armenian Wine, опубликованной на сайте Punchdrink.com.

Крейг Сауэрс

Война была в нескольких милях. Пока дроны жужжали в воздухе, а ракеты свистели над виноградниками в деревне Тог, история которого насчитывает 1 200 лет, Андраник Манвелян думал только об одном: нужно убедиться, что виноград готов к сбору.

Это был октябрь 2020 года, в Нагорном Карабахе шла Вторая Карабахская война.

«Мы работали под снарядами и бомбами. Когда я сейчас об этом думаю, это кажется абсурдом. Как я мог оставаться там?» - вспоминает Манвелян, качая головой. Потом, чтобы облегчить тяжесть своих слов, он смеется.

Я смотрю на его начальника, Григория Аветисяна, держащего бокал в мозолистых руках, и на его лице появляется озорная улыбка. Аветисян - основатель винодельни «Катаро», а Манвелян - его правая рука.

После войны 2020 года Аветисян подкупил российских миротворцев, чтобы пробраться к своему винограднику в оккупированном Гадруте. Там он собрал 1000 лоз хндогни и всеми правдами и неправдами вывез их в Ереван.

«Кто сказал, что я им платил деньги? Русские просто взглянули в мои красивые глаза и впустили меня», - рассказывает Аветисян, и Манвелян смеется так громко, что я боюсь, как бы он не подавился своим розе.

Андраник Манвелян и Григорий Аветисян Фото: Narek Harutyunian/Punchdrink


Григорий Аветисян основал винодельню «Катаро» в 2010 году. Так виноград хндогни - темно-синий и дающий бархатное красное вино с нотами темных ягод - проник в лексикон виноделия. Но хндогни - это не просто вино. Это вино Арцаха. И никто не делает его лучше, чем «Катаро».

«Если речь идет об армянском вине, и вы говорите «Арцах», мы понимаем, что вы имеете в виду «Катаро». Если вы говорите «Катаро», мы понимаем, что вы имеете в виду Арцах», - говорит туроператор Арпи Еганян, специализирующаяся на винных экскурсиях.

После Второй войны в Нагорном Карабахе это наследие едва не было утрачено. В 2023 году более 100 000 армян были вынуждены покинуть Арцах. Менее чем в 150 милях оттуда, в Ереване, «Катаро» стало символом утраченного. Бутылки быстро раскупали в In Vino, первом винном баре города.

«Клиенты покупали все вина из Арцаха, потому что они хотели сохранить память. Большинство даже не пили их. Они хранили их как реликвии», - говорит соучредитель бара In Vino Мариам Сагателян.

Фото: Narek Harutyunian/Punchdrink


«Катаро» - единственная из 15 виноделен Арцаха, которая возобновила производство - на новом заводе в Дзорахбюре, недалеко от Еревана.

Родившемуся в Арцахе и растущему сегодня в Армении хндогни всего 1 год. Винодел говорит, что ему нужно еще два года, чтобы начать производить из него вино.

Когда «Катаро» вновь выпустит вино из хндогни, оно будет другим. Но Аветисян и Манвелян, вероятно, сделают то, что делают всегда: засмеются и вернутся к работе.
«Вопрос не в вине, а в эмоциях, которые будут в бутылке», - говорит Манвелян.

Комментарии
Здесь вы можете оставить комментарий к данной новости, используя свой аккаунт на Facebook. Просим быть корректными и следовать простым правилам: не оставлять комментарии вне темы, не размещать рекламные материалы, не допускать оскорбительных высказываний. Редакция оставляет за собой право модерировать и удалять комментарии в случае нарушения данных правил.

Читать далее